Вверх

Гулеты

МАРМАРИС-ГЁЧЕК

Трансфер Яхт-комплекс в Гёчеке | Яхт-комплекс в Мармарисе
Каталог яхт


фотогалерея

Статья о путешествии летом 2009г. по маршруту Мармарис-Гёчек на яхте Океанис 40 из флота Pupa Yachting.
Печаталась в журнале "Фарватер" 1/2010. Автор - Алексей Когут, одессит, юрист по образованию. Фото автора.
Все права на фотографии и текст защищены.

Скачать статью из журнала в PDF : На Ок 40, Мар-Гёчек.pdf


Чартер куда-нибудь



- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
- Мне все равно… - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.
- … только бы попасть куда-нибудь,- пояснила Алиса.
- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот.
- Нужно только достаточно долго идти.
(Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес")

Не думаю, что открою большую тайну, но Турция это именно та страна, где все равно куда идти, и, если только не в открытое море, то обязательно куда-нибудь попадешь, в какое-нибудь красивое и удобное для стоянки место. Причем в пределах нескольких часов хода. Разительный контраст с северо-западным побережьем родного Черного моря, где все плоско и единообразно, а редкие естественные гавани давно и прочно заняты портами, для которых любая яхта - persona non grata. В Турции же ты везде желанный гость. Непривычно, но приятно. Хотя и ничего удивительного, просто разумно. Ведь я для них человек, который пришел тратить свои деньги. Да если честно, то и не в деньгах дело, турки открыты и гостеприимны, они всегда рады общению. Возможно, и не без задней мысли, может быть это просто непонятые мной азы торговли и сервиса, но все равно приятно. А главный контраст – полное отсутствие чиновников и навязываемых ими формальностей. За все время круиза я ни разу, подчеркиваю и повторяю: ни разу, не запрашивал разрешение на выход в море, вход в акваторию или нечто подобное. В родной Одессе, по выходу из Ильичевского морского торгового порта, где нашла временное пристанище яхта, почти каждый раз оживала радиостанция: "Парусная яхта на траверзе города Ильичевска, ответьте Лебедю-41". Я оглядывался по сторонам, и, не видя до горизонта ни одного другого паруса, обреченно спускался в каюту. И это притом, что пограничники уже дали добро. О выходе из акватории порта, различных "Радио-5" и "Ильичевск Порт-контроль" лучше промолчу, хотя понимаю, что организация серьезная и должен быть порядок. Да что говорить. В Турции мне вообще не пришлось пользоваться радиостанцией. Кому спрашивается, я учил "Стандартные фразы ИМО для переговоров на море"? Не в обиду будет сказано всем нашим "Лебедям" и прочим птицам, но им место в Красной книге. Сколько лет прошло, как канул в Лету Советский Союз со всеми его достоинствами и недостатками, а принцип "граница на замке" по-прежнему нерушим. Обидно, но складывается впечатление, что в глазах властей Украины каждый яхтсмен есть потенциальный шпион, перебежчик, контрабандист и самоубийца в одном лице, которого надо опекать как дитя малое. Ну, это я отвлекся, извините. Ведь статья о чартере в Турции и впечатлениях от него. Именно о впечатлениях, а не о выписках из судового журнала. Тем более речь не идет о сборнике рекомендаций. Не будем уподобляться герою К. Воннегута: "…А теперь послушайте мой совет. Добрый совет под номером семь тысяч восемьсот тридцать два". Мне еще самому советы только слушать. Итак, что мы имеем:

Белоснежная красавица Beneteau Oceanis 40, 2007 года постройки, длиною 40 футов, водоизмещением 7,7 тонн. Имя – Solaia. Команда без опыта, шесть человек, включая меня. Три семейные пары. Маршрут: старт – Мармарис, финиш – Гечек. Период: 22-29 августа 2009г. Чартерная компания "Pupa Yachting". О яхте ничего плохого сказать не могу, и это, пожалуй, лучшая рекомендация. Ничего выдающегося, но все на своем месте, все для людей. К примеру, при уборке, интересно наблюдать, как вследствие небольшого, буквально несколько градусов, наклона каждой плоскости, вода за считанные секунды по шпигатам стекает из кокпита, в том числе из полукруглых, углубленных площадок-упоров возле штурвалов. Из таких вот мелочей и складывается хорошая яхта. За время перехода существенных претензий к яхте не было. По выходу обнаружил, что молчит лаг. По телефону получил инструкции, пять минут времени, выкрутил, покрутил, поставил – работает. Насколько мне известно, у "Пупа яхтинг" четыре однотипных Oceanis 40, и все пользуются большим спросом. Приятное отличие нашей комплектации – тиковая палуба. Когда до раскаленного на солнце белого пластика трудно дотронуться, дерево держит прохладу. Да и глазу приятно. Сервисные аккумуляторы, с учетом стоянок в маринах и работы двигателя, очень неплохо держали нагрузку от холодильника, пиво, по крайней мере, всегда было холодное. Кстати о пиве. Оно, как и прочие спиртные напитки, на порядок дороже, чем в Украине. И выбор не богат. Также практически нет свинины. Мусульманская страна. Мы взяли с собой полтора килограмма сала, готовили картошку со шкварками и прочие недоступные туркам "деликатесы". Не теряли связь с Родиной, так сказать. Немного опасался вопросов на таможне, но обошлось. Хотя я на всякий случай подготовил маленькую речь, о том, что сало есть национальное достояние и символ Украины, которое досмотру и изъятию не подлежит. И еще, раз коснулись питания, супы и борщи готовить придется самим. Понятие первое блюдо туркам малоизвестно. В лучшем случае можно найти куриный бульон.

Приемка яхты, с моим энтузиазмом, заняла более двух часов. Сдающий менеджер по имени Ахмет, чей рабочий день уже закончился, время от времени с грустью поглядывал на часы, но внешне оставался спокоен и доброжелателен. В итоге, убедившись в бесперспективности объять необъятное и потрогать каждый винтик своими руками, я согласился со стандартной процедурой. Ограничились основным: обороты двигателя при работе лебедки, оптимальный крейсерский ход, правила пользования гальюнами, какие кингстоны перекрывать на ходу. Расположение предохранителей, в том числе якорной лебедки (пригодилось). Ручная подкачка топлива, воздух в системе. Аварийная кнопка глушения двигателя. Уровень масла и жидкостей. Аварийный румпель. Спасательные средства. Приборы. Паруса и бегучий такелаж. Длина и место хранения концов. Вентиля и горловины пресной воды (два бака), фекальный танк. Запасное топливо, масло, инструмент и прочие необходимые вещи. К моему удовольствию и грот и генуя имели "колдунчики" (по вражески "tell tale", сиречь говорящие хвостики). На корпусе было несколько совсем небольших царапин и сколов, что зафиксировали в "inventory list". К слову, на нашей яхте не было металлической накладки на форштевень, а выбрать якорь на волнении, не зацепив корпус, практически нереально. Так что, к существующим царапинам, мы добавили пару своих, но претензий по данному факту не было. На борту имелось два комплекта карт, один, от Мармариса в сторону Бодрума, второй, в сторону Антальи. Каждый комплект по десять листов. Но, по существу, на планируемый район плавания от Мармариса до Фетхие был только один лист с малопригодным масштабом. Выручил чартплоттер. Хотя и он не без греха. К примеру, северо-восточная оконечность острова Gemiler (Святого Николая) на карте обведена красивым, темно-синим овалом с глубинами семь с половиной метров и значком яхтенной стоянки. Зайдя с запада в пролив между материком и островом, удивился скоплению яхт и гюлетов исключительно в северо-западной части. Ухмыльнувшись, гордо прошел мимо, но на востоке, идя не более чем в пятнадцати метрах от берега, эхолот показывал глубины 25-30 метров. Поджал хвост и вернулся.

Также порадовал прогноз погоды, который я попросил в офисе. Дали распечатку на турецком. По причине непонимания, попросил менеджера разъяснить. Прогноз: ветер N-NW, 25-38 узлов, и так три ближайших дня. Глядя на зеркальную гладь закрытой, но достаточно большой акватории, несколько раз переспрашивал. Специально для меня балы Бофорта переводили в узлы и наоборот. Сбоку все дописали от руки. Листок сохранил на память и немного приуныл.
На следующий день ветер стабильно дул S-SE, 10-17 узлов. Люблю точные науки: синоптику, хиромантию, гадание на кофейной гуще. Остановились на купание в Турунче, затем, в лавировку, обошли запретный военный район. Яхта красиво шла с небольшим креном, мужская часть экипажа, по очереди стоящая на штурвале, получила удовольствие. Заночевали в Экинчике. В первый же вечер, на собственной шкуре, точнее на шкуре члена экипажа Андрея, убедились в обоснованности предупреждений о морских ежах. Тапочки для серфинга, с мягкой силиконовой подошвой не спасли, рекомендую для надежности армейские кирзовые сапоги. Андрей, находясь под общей анестезией (джин с тоником), больше часа терпел ковыряние пинцетом, лезвием и швейной иглой. Операция прошла успешно. Тапки напоминали подушку для иголок, их спасти даже не пытались. Перебрали своих врагов, кому подсунуть такой подарок с сюрпризом, в итоге просто выбросили.

Пару слов о швартовке. Берега скалистые, глубины, как правило, очень большие и резко понижающиеся. Длина якорной цепи на нашей яхте – 50 метров. Иногда приходилось вставать на 20-25 метрах. В то же время, хорошая морская практика рекомендует три-четыре длины цепи, а в плохую погоду – 8 и более. Благо, ночи были тихие, а места защищенные. Хотелось бы удлинить цепь, хотя бы до 70 метров, и разметить ее приемлемым способом, дабы малоопытные шкиперы не определяли на глаз, сколько отдано, по остаткам в якорном ящике. То же самое касается и длины швартовых. При отсутствии цивилизации вставали как все: отдавали якорь, задний ход, с кормы на берег заводился швартовый при помощи тузика. Самый длинный конец на борту – 60 метров. Пару раз приходилось его наращивать. На нескольких лодках видел закрепленные на кормовом реллинге катушки с лентой, длиной метров 100. Наверное, удобно. По доброму завидовал гюлетам. Они бросали якорь посреди залива, упирались кормой в берег, спокойно заводили швартов, после чего жестко растягивались лебедкой, выбирая излишек цепи. Нам бы такие излишки. В последнюю стоянку неподалеку от Гечека, видели плакат, предупреждающий о запрете швартовки за деревья. Штраф 1500 лир. Закон номер такой-то. Касается это конкретного места, либо всего побережья, сказать затрудняюсь. Но мы, как впрочем, и множество других лодок, при каждом удобном случае предпочитали для швартовки дерево. Еще пару слов о запретах. Их много, но мне показалось, что в этом вопросе Турция похожа на Украину. Если что-то нельзя, но очень хочется, то можно. Идешь по улице, где движение запрещено. Машина за машиной. Веет родным и близким.
О погодных условиях. Ветра было мало. Зато дул специально для отдыха. "Включался" часов в 10 утра, а часам к семи-восьми вечера затихал. Солнце печет жестко. Спасает бимини. Хотя несколько дней истязал команду без него. Неудобно мне было, знаете ли, смотреть грот и флюгарку на мачте, пока не додумался, что можно не бегать взад вперед, а просто выглянуть сбоку. Зато загар приобрели. Команда, простите!

О достопримечательностях. Если вкратце, то ничего особо достопримечательного, монументального или захватывающего дух. Древние развалины уж слишком развалены. С хваленным Олюденизом, именуемым в путеводителях не иначе как "Голубым раем" или "Голубой лагуной", вообще казус случился. Зная, что вход на яхте запрещен, бросили якорь неподалеку, сели в тузик, завели мотор и поехали восхищаться. Идем вдоль скалы, людей – колоссальное количество, как на берегу, так и в воде, смотрят на нас как на инопланетян. А я все кручу газ, и жду, ну вот, еще чуть-чуть, за следующим поворотом откроется красота неописуемая. В Турции так бывает. Берега высокие, пока за угол не повернешь, даже не подумаешь, что за скалой есть бухта. Потом понял, что я уже давно в этом самом "раю". Развернулся, тихонько пошел назад. Обнаружил ранее не замеченную табличку, запрещающую движение под мотором и маленький пластмассовый понтон для швартовки. Никто, правда, не ругался. В ту же минуту, из знойного воздуха, материализовался не менее знойный турок с пачкой квитанций и радиостанцией на боку. Почему-то вспомнился Остап Бендер и ремонт Провала. Оказалось, что за сомнительное благо посидеть на мелкой гальке в толпе старательно отдыхающих туристов, надо заплатить три с половиной лиры (курс здесь и далее примерно полторы лиры за доллар США). Еще шесть лир надо отдать за пластиковый топчан и еще шесть за зонтик. Наши девушки, со всей присущей им широтой души уже успели разбросать вещи по нескольким топчанам. У турка загорелись глаза и он на калькуляторе, быстренько посчитал нам стоимость половины пляжа. Математик, однако. Долго в этом муравейнике мы не продержались. Особо стоит отметить, что у наших девушек широкая только душа, а сами они стройные и симпатичные, под конец круиза еще и сильно загорелые. А как они готовили… Рестораны в истерике бились от зависти.

Прочитав вышеизложенное, не подумайте, пожалуйста, что в Турции не на что смотреть. Там очень красивые, просто сказочные места. Только уберите превосходную степень, которой так усыпаны рекламные буклеты. И все встанет на свои места. На самом деле, смысл не в конкретной достопримечательности. Ну, Олюдениз. Ну, вода чуть голубее. Ну, галька, вместо скал. В соседней бухте не намного хуже. Красота, она в общей атмосфере и в каждой мелочи на твоем пути. В маленьких городках с узкими тихими улочками, примостившимися у отрогов гор. В самих горах, отвесно спускающихся к воде. В бескрайнем, безумно синем море. Красота, она в горячем сухом воздухе, где неуловимо смешались запах моря, вечнозеленых сосен и восточных пряностей. В каждой бухточке с прозрачной чистой водой, такой ярко голубой и хрустальной на немногочисленных отмелях. В неумолчном прибое, разбивающемся о скалы. В шепоте ветра, запутавшемся в парусах, легком поскрипывании такелажа и шелесте волн, мягко разрезаемых форштевнем. В бесконечно далеких и ярких звездах, каких Вы никогда не увидите в душном и грязном мегаполисе. В лунной дорожке на зеркальной глади маленькой бухты. В теплом ночном море, искрящемся при каждом движении. В пении цикад и уханье филина, вышедшего на ночную охоту. И даже в не особо мелодичном блеянии коз, в большом количестве пасущихся на склонах. Здесь получаешь удовольствие от каждой прожитой минуты и пройденной мили.
Я готовился к походу, а получил отдых. Думаю, что одна из немногих возможных сложностей для начинающих – швартовка в переполненных маринах. Лично мне, после двадцати пяти футов и полутора тонн, надо было прочувствовать сорок футов и восемь тонн. Начал еще в Одессе. Спасибо Альберту Кабакову и компании "Пупа яхтинг" за яхту "First". Будет приятно, если эта компания придет в Украину. Тем не менее, при первой же швартовке в "Ece marina" (Фетхие) возникли трудности. Вместо того, чтобы все сделать по-своему, начал слушать встречающих меня работников марины, разбирать их ломанный английский и сам себя запутал. С горем пополам зашел, но нервов стоило. Чуть не выработался комплекс. Потом долго наблюдал за другими, думал, тренировался. Поборол. Информация к сведению: стоянка в "Ece marina" стоила нам 85 долларов за ночь. На входе встречают работники марины на RIBе, показывают место. Прямо в марине видели большую черепаху, а на набережной, на старой доске от серфинга живут пеликаны.

Еще подумал, что неплохо в следующий раз взять флаг Украины. Не то, чтобы большой патриот, но легче было бы найти родную речь. У многих итальянцев, немцев под краспицей висел национальный флаг. Заходя на стоянку, они сразу узнавали соотечественников и бросали якорь неподалеку.
Check out в Гечеке занял не более пятнадцати минут. Посмотрели паруса, завели двигатель, переписали моточасы, показания лага, и … И все. Затем просто расспросили: все ли на месте, были ли проблемы. Было пару нюансов с резиновой лодкой и баком для воды. Пожаловался. Записали. Уверен, что исправят. Зря я переживал, ложки никто не пересчитывал. Всему верили на слово. Европейский подход. Расчет на честность и порядочность, что, как я увидел, себя оправдывает. При таком подходе не мог не сознаться об утопленном стакане. В следующий раз принимать яхту буду намного быстрее.

И напоследок. У Стругацких, в повести "Пикник на обочине" замечательно сказано: "Разум есть способность использовать силы окружающего мира без разрушения этого мира". Как нельзя лучше подходит к яхтингу. Только так, не бороться с природой, но объединиться с ней. Двадцать восемь литров дизельного топлива спаленного за неделю, не в счет. Мелькнула мысль о роскошных катерах с расходом 150-200 литров в час. Каждому свое. И там свои плюсы. Главное, что нас объединяет, это море. На первый взгляд похожее, но такое разное. Ведь море с пляжного шезлонга - это одно, с борта комфортабельного круизного лайнера - другое, а с небольшой парусной яхты - третье. И я просто уверен, что лучше всего увидеть, узнать, понять и почувствовать море, можно именно в третьем варианте. Такое море никогда не надоест. Хочу еще в чартер. В Турцию. Не так уж важно - куда идти. Главное - идти. Поднять паруса, а дальше… куда-нибудь.

Когут Алексей


Компания
Чартер яхт в Турции
Чартер яхт в др. странах
Моторные яхты и катамараны
Регаты 2012 и Флотилии
Продажа яхт