Вверх

Чартер яхт в др. странах

Сейшельские острова | Маршруты



фотогалерея

Отчет о двухнедельном яхтенном путешествии 

по Сейшельским островам в декабре 2013 

 

Cодержание:

1. Авиаперелеты, трансферы

2. Аренда авто, такси на Сейшелах

3. Покупки и цены на Сейшелах

4. Рестораны

5. Интернет

6. Остров Эдем – прием яхты

7. Брифинг

8.Морская часть путешествия :парус, снорклинг, дайвинг, рыбалка,фото

9. Остров Мае

10. Остров Праслин

11. Заметки натуралиста


ЧАСТЬ I - Заметки Шкипера


Введение
Для нас это был первый поход далее Средиземноморья. Идея пойти на Сейшелы родилась за два года до похода. За год забронировали яхту, а за девять месяцев до похода купили авиабилеты. Агентом, консультантом и помощником при организации чартера выступила компания Pupa Yachting (Одесский офис), а оператором – компания Dream Yacht Charter. Сразу скажу, что поход очень понравился!


Авиаперелет был с одной пересадкой: Киев - Дубаи (FlyDubai, перелет пять часов), и Дубаи – Мае (Emirates, перелет четыре часа), транзитное время между рейсами - пять часов. Прилетели в Мае в 07:05. Ранний прилет в Мае очень удобен – есть достаточно времени добраться до марины, совершить все необходимые закупки, уладить формальности, принять яхту, акклиматизироваться.

Замечу, что был еще вариант лететь с авиакомпанией МАУ, но он имел несколько недостатков – поздний прилет на Сейшелы (после обеда в субботу), допустимый вес багажа – 23 кг, большое транзитное время между рейсами, ранний вылет с Мае после окончания чартера. Перелет с 
двумя и более пересадками мы не рассматривали.

Сервис Компании Emirates был безупречный. Большой новый самолет, подушки, одеяла, хорошее питание, напитки, большой выбор кинофильмов и музыки на индивидуальных мониторах, наушники, выдача теплых влажных полотенец для умывания перед взлетом, обработка воздуха дезодорантами – все включено. А вот сервис авиакомпании FlyDubai нас удивил – по большому счету это был сервис хорошего лоукоста за большие деньги. Из бесплатных благ было только регистрация багажа (30 кг) до конечного пункта назначения и фиксированное место в самолете. Вода, напитки, еда (чипсы, шоколадки), видео, наушники, – все за дополнительную плату. Так что если вам доведется лететь FlyDubai – лучше заранее это все учесть. Еще важная деталь: в Дубаи у FlyDubai терминал 2, а у Emirates – терминал 3. Терминал 3 – большой, новый, красивый, с фонтанами, большими лифтами, электропоездом, магазинами, кафе и дютифри. Терминал 2 показался маленьким, людным, неуютным. Чтобы добраться из одного терминала в другой, надо предусматривать полтора-два часа. 30 минут – это время для поездки на маленькой, тесной маршрутке между терминалами. Час-полтора требуется, чтобы найти эту маршрутку, пройти регистрацию, досмотр ручной клади. Поэтому во второй раз мы постарались бы подобрать все рейсы через Терминал 3.
Часть экипажа (из России, Европы) летела самолетами компании Emirates на всех этапах через терминал 3 – и ребята были  довольны, сервис был безупречный, а цена ниже, чем из Киева.

Совет: при дальних перелетах в те края, если позволяют обстоятельства, покупайте авиабилеты у надежных компаний, таких как Emirates, избегайте сомнительные варианты.

В терминалах Дубаи можно перекусить. Мы ели в МакДональдс. Цена 6-8 евро за меню. Принимают любую валюту – местную, доллары, евро. В терминале 3 встретили парня из Луцка, который работает в местном дютифри. Он посоветовал место в аэропорту, где можно купить питьевую воду дешевле. В 
терминалах есть стойки по продаже газет, журналов. На этих стойках продается и бутилированная вода, которая дешевле в 3-5 раз чем в других точках продажи, расположенных тут же.
По прилету в Мае с борта самолета нужно пешком пройти до небольшого здания аэропорта. Виза не требуется, оплаты по месту нет. При прохождении паспортного контроля у всех нас спросили наше точное место проживания на островах (отель). Узнав, что мы направляемся на яхту, потребовали приглашение с указанием чартерной компании, название яхты и порт. Каждому члену экипажа необходимо иметь при себе Bordpass, приглашение. 
Интересно, что в зоне получения багажа постоянно ходил таможенник со спаниелем. Собачка обнюхивала весь багаж. На всякий случай избегайте держать в багаже сильно пахнущие вещества.


В день прилета на Мае запланировали аренду микроавтобуса на восемь человек (100 евро в день без депозита). Договорились заранее по e-mail с местной рент-компанией. В аэропорту, на выходе из зоны досмотра, меня уже ожидали два креола с табличкой с моим именем. Но на деле микроавтобус оказался старым и маленьким, на шесть человек. 
Такая развалюха нам категорически не подходила, поскольку в ней и места для багажа не было. Начались переговоры с местными жителями. Они сказали, что могут найти нужный автобус, но нам нужно подождать 30-40 минут, и что стоимость автобуса будет 140 евро плюс депозит. Решение мы приняли простое: быстро прошлись по находящимся в аэропорту рент-компаниям, нашли восьми местный микроавтобус в удовлетворительном состоянии за те же 100 евро и без депозита. 
Авто в аренду нам дали с пустым бензобаком. Заправка была рядом – напротив аэропорта. Однако плата на АЗС только в местной валюте. Поэтому сразу поменяйте в аэропорту несколько евро. На целый день поездок нам хватило заправки на 150 рупий (9-10 евро).
Особенности вождение на Сейшелах: левостороннее движение, руль с правой стороны, обгон справа, переключение передач левой рукой, рычаги включения поворотов и омывателя/дворников расположены в ином положении. 

Важно: вдоль дорог идут глубокие дренажные траншеи для стока дождевой воды. В целом вождение не составило особого труда и было интересным опытом. Главное - максимально сконцентрироваться в первые минуты, а потом привыкаешь. 

Для путешествий я получил в Киеве международные права на 10 лет (в агентстве, не в ГАИ). Эти права меня везде выручают – их принимают по всей Европе, приняли и на Сейшелах, украинские национальные права ни разу нигде не требовались.


При планировании похода мы исходили из того, что на Сейшелах крайне ограниченный ассортимент продуктов в магазинах и цены будут высокие. Эта информация подтвердилась. По обеспечению стандартного набора продовольствия, Сейшелы – это далеко не Средиземноморье. Инфраструктура на островах развита слабо, часто в магазине может не оказаться нужного количества товара (например вода бутилированная по пять литров). 

КУРС ВАЛЮТ: в марине на островке Эдем в обменнике и в некоторых банках в столице островов, Виктории, курс валют был: 1 евро = 16.1 рупий, 1 доллар = 11.9 рупий. На рынке, в магазинах при расчетах средний курс был 1 евро = 15 рупий, 1 доллар = 11 рупий.
Каждый член экипажа взял в свой багаж и привез продукты в количестве согласно утвержденному списку: тушенка или ветчина, колбаса, крупы, макароны, специи, кофе, чай и проч. В Дубаи в дютифри купили немного алкоголя. В сейшельских магазинах выбор продуктов крайне скуден и не вызывает доверия. Часто санитарные нормы торговли ниже среднего.
На рынке в Виктории можно купить овощи, специи, рыбу.
Рыба на рынке пахнет неприятно, хранится без холодильников, без льда, поэтому мы ее не покупали.
В марине на островке Эдем есть неплохой супермаркет (как для Сейшел), с достаточным ассортиментом продуктов. По сравнению с Викторией цены там выше на 10-20%. Если нет авто, наверное, имеет смысл покупать в этом супермаркете – цены хоть и выше, но зато хороший выбор, и расположение рядом с яхтой.

Цены примерно такие: картофель, лук – 15 рупий/кг, вода 5 л – 30-50 рупий, бутылка воды 1 л – 15 рупий, лимон – 80 рупий/кг, морковь – 56-60 рупий/кг, ананас большой – 100 рупий, местный ром Takamaka 0.7 l – 220-320 рупий, пиво 0,3 л – 25-35 рупий. На некоторых островах цены существенно выше, например на острове Ла Диг вода в бутылях по 5л стоит 50 рупий. Хлеб, сливочное масло, яйца, кока-кола, пиво, мороженое, кетчупы, майонез, крупы, консервы можно без проблем купить на Мае, Праслине, Ла Диге. 
Мы заметили, что в «больших» супермаркетах на полках часто указывают цены без НДС, а потом насчитывают налог на кассе. В малых лавочках индусов сразу говорят конечную цену. 


РЕСТОРАНЫ: на Мае, после окончания похода, поехали в рекомендованный относительно недорогой, вкусный, популярный ресторан на прощальный ланч. Каждому было основное блюдо, салат, несколько общих тарелок с креветками, две бутылки вина и минералки. 
Стоило это 606 долларов на шесть человек. В прайсе не указывают НДС, насчитывают его дополнительно при расчете. В походе на острове Праслин в Дрим-марине к нам подошел местный житель и предложил приготовить и доставить ужин на шесть человек. Это шесть лангустов (которые он называл «омарами»), половинка большой вкусной запеченной рыбы, поднос салата и риса (вкус салата и риса посредственные, как оказалось). Все это «лакомство» обошлось 100 евро.

В take away еду покупать не рисковали. Полуфабрикаты (колбаски, маринованная курица), подозрительное мороженое мясо тоже не покупали – ребята с другого экипажа не советовали (они от этого сутки провели в гальюнах). В качестве сладостей – перебивались мороженым с местным ромом.
Мое мнение – если есть на борту необходимые свежие продукты, если есть желание, умение и настроение - лучше готовить самим. Сэкономите бюджет на еде в разы, минимальные риски пищевых отравлений. 
Итак – в магазинах выбор продуктов в общем скудный. Если возьмете с собой продукты – они вам пригодятся. Рестораны не дешевые.

ИНТЕРНЕТ: в марине есть торговый центр. В торговом центре рядом с супермаркетом есть контора по обмену валют, где также продают карточки на мобильную связь и интернет. Мы купили стартовый 3G интернет-пакет – 70 рупий, и два пакета пополнения трафика по 2 Гб. Цена 2 Гб – 500 рупий. Итого, интернет на две недели нам обошелся 1070 рупий (около 65 евро). Карточку поставил в свой планшет на раздачу всему экипажу. Трафика всем хватило на весь период, сигнал был нормальный практически на всем пути.

Остров Эдем – прием яхты

Итак, на арендованном микроавтобусе прибыли из аэропорта к офису Dream Yacht Charter. Сам офис – это одна комнатка на втором этаже небольшого здания. Прибывшие/отбывающие группы чартериников складывают свой багаж на крыльце у входа, места мало, неудобно. 
Координата офиса ДЯЧ: 04° 38.475'Ю, 55° 28.540'В.

Бейсменеджер Оливер сказал, что яхта будет готова после 12:00. Времени было достаточно, поэтому поставили багаж и уехали в Викторию на закупки.
Координата большой автостоянки в Виктории 04° 37.472'Ю, 55° 27.198'В.
Оставив авто на стоянке, пошли на рынок, купили овощи. Рядом со стоянкой два супермаркета. Купили практически все, что было необходим, за исключением бутилированной воды по 5л – нужного количества в магазинах не нашлось. Чтобы найти воду, сделали вторую поездку в город. К этому моменту магазины начали закрываться, во многих магазинах не было фасовки воды по 5л, поэтому нам пришлось немного поездить сначала по городу, а затем и за город - чтобы в одной лавочке найти нужное количество фляг с водой. Нужно отметить, что мы активно потребляли питьевую воду – за две недели на 6 человек ушло около 200 литров пресной питьевой воды, не считая колу, тоники, пиво. Мне показалось, что потребление питьевой воды у нас было больше, чем, например, в Греции (думаю, из-за климата и активного снорклинга).

Мы пересеклись с экипажем, который ходил на нашем катамаране. Ребята сообщили свои замечания по лодке. Основное – на динги один борт травит воздух, сильно заросшее днище ката. Потребовал замену динги – отказали, сказав, что Мае у Dream Yacht Charter нет базы, нет склада с инвентарем. Пообещали произвести ремонт динги до нашего отхода. Креолы целый день на пирсе пытались клеить – поздним вечером надули динги, и сказали что все хорошо. Из-за этого в субботу не вышли в море, остались в марине. На утро динги снова сдулся. Я по телефону сообщил бейсменеджеру о проблеме и, не желая больше терять времени, мы ушли. 
В марине на острове Эдем на понтонах Dream Yacht Charter не было мертвяков-мурингов и якорь не бросают. Понтон Dream Yacht Charter П-образной формы. Два катамарана швартуют лагом в углах этого П-образного понтона, а остальные яхты с носа подвязывают к ним и соседним боковым яхтам. Мы стояли в центре – наши носовые концы были заведены на соседние боковые яхты. Когда соседние каты ушли, наши носовые просто отвязали и катамаран остался подвязан только двумя кормовыми концами к понтону, Хорошо, что ветер был слабый и дул корму, наш кат стал просто слегка болтаться, наваливаясь транцами на пирс. Обслуживающий персонал был на пирсе, все видел, но не предпринимал никаких действий. На мои замечания: «Что происходит? Почему нет муринга? Почему не перешвартовали яхту?» - креолы спокойно улыбались, говоря, что мурингов нет, что так бывает... Я сказал, что не собираюсь отвечать за состояние  корпуса еще не принятой яхты. 
Только после этого креолы перешвартовали яхту в угол понтона и подвязали наш носовой к боковому пирсу. (Нужно отметить, что у нашего катамарана были уже сильно повреждены транцы – так что эта практика швартовки наверное у них в порядке вещей). 


А еще креолы украли у нас пару тапок на пирсе перед входом на наш катамаран. Пожаловались бейсменеджеру, его подчиненным.Не помогло. Будьте внимательны, оставлять любимую обувь на пирсе нельзя. И следите, ведите учет вещей все время, пока их не погрузили на яхту. Мы были свидетелями, когда один экипаж в суматохе взял тубус со спиннингами другого экипажа и ушел в море. И еще нюансы – на всех динги было одно весло (сказали, что это их правила, второе не дадут). 
На любом бербоат катамаране у Dream Yacht Charter было только пять маленьких кранцев (просил дополнительные – не дали), мало концов – проверьте, чтобы у вас был один (или лучше два) крепких конца длиной более 30-40 м (чтобы бросить якорь и завезти кормовые на берег на La Passe - La Digue).

Бейсменеджер Dream Yacht Charter Оливер, провел нам брифинг по навигации региона плавания. Несмотря на усталость и суматоху субботнего check in/check out, Оливер был открыт и дружелюбен, с готовностью подробно отвечал на все наши вопросы (в Греции-Турции нам никто ни разу не проводил подобные брифинги).
          
Не рассчитывая на «такой сервис» - мы подготовились к этому походу самостоятельно: в издательстве Imray купили пайлот, несколько морских карт этого региона, из ИТ софта на компьютерах и планшете был MapSource+N_route, Ozi с привязками сканов карт, Navionics. Было два ручных GPS с картами региона, купили и подробный график приливов-отливов на весь период нашего путешествия, составили и напечатали свой подробный «пайлот» на основе Google Earth и информации которую собрали в интернете. 


При планировании мы не стремились искать «парусные, гоночные, драйвовые» впечатления. Основная цель была – без спешки, детально изучить этот прекрасный регион, насладиться подводным миром, тропическими пейзажами, ознакомится с местным колоритом. Весь маршрут получился очень короткий – около 180 миль. Основные мысли после окончания похода: этот регион не для флотилий с большим количеством яхт. Скорее этот регион подойдет для индивидуального туризма. Уделите достаточно времени экскурсиям, поездкам на островах Мае, Праслин, Ла Диг. Одно из самых ярких впечатлений – это снорклинг (плавание с маской, трубкой). Также рекомендую дайвинг, погружения. 
Времени на эти развлечения планируйте много, по два-пять часов в день. Экипаж должен иметь хорошую физическую подготовку и экипировку для снорклинга. Необходимо уверенно плавать в условиях сильных течений. Проконсультируйтесь с дайверами – приобретите высокого качества маску, трубку, ласты. Советую иметь лайкровый костюм/лайкровую футболку с длинным рукавом, тонкие дайверские перчатки, шапку/бандану. Костюм/футболка, шапка, перчатки служат защитой от солнечных лучей и от ожогов и уколов всевозможных организмов в воде. 

На Сейшелах нет развитой яхтенной инфраструктуры, как, например, в Средиземноморье. Есть только две оборудованные марины -одна на острове Мае (Эдем), вторая на Праслине (Dream Yacht Charter). Если в экипаже будут женщины, дети и люди, зависимые от благ цивилизации – для них отдых может быть некомфортным. Не уверен, что имеет смысл брать детей - полноценное купание детей с борта яхты рискованное занятие (сильные течения), высадка на пляжи с динги тоже часто проблематична, береговая инфраструктура неразвита. Берите катамараны, большие и новые (да простят меня сторонники моно). Катамаран – потому что это комфорт, намного легче переносится качка на диких стоянках. Новая яхта (не старше трех лет) – потому что яхты в том регионе эксплуатируются круглогодично, быстро амортизируются. Крайне желательно чтобы яхта была оборудована солнечными батареями, опреснителем, большими холодильниками. Хронологически рассказывать о походе не буду. Дам описание основных мест с краткими комментариями.


Mahe - Port Launay: 4° 39.191'Ю, 55° 23.925'В – удобная бухта на западном побережье Мае. Стояли на якоре при западном, северном ветрах (ночью были порывы до 25-30 узлов). 
Комфортно, больших волн не было. Есть красивые места для снорклинга – много рыб, кораллов. Видимость в воде не очень хорошая – 3-6м, много взвеси, микрочастиц. На берегу расположен дорогой отель, красивая территория, на пляже шезлонги с редкими отдыхающими и креолы, которые предлагают почасовый отдых на моторных лодках. Место стоянки понравилось.

Thereza Island: 4° 40.260'Ю, 55° 24.132'В. Очень красивое место –тропический пляж с пальмами как на открытках, экзотические ракушки на урезе воды, отличный снорклинг (хорошая видимость 8-12 м, много рыбок, кораллы). 
Нужно быть внимательным при постановке на якорь – желательно стать рядом с песчаным проходом в кораллах на берег (проход один, его можно визуально опознать с борта яхты по цвету воды, могут стоять моторки с креолами; проход также виден в GoogleEarth). Дно - песок, трава. Якорь держал плохо. Направление ветра и течения были в противоположных направлениях и их действие на катамаран компенсировали друг друга, якорь просто лежал под нами. Со сворой попытки удалось более-менее удачно стать, однако после изменения течения, усиления ветра якорь все равно пополз и остановился, зацепившись за коралл на глубине 5м, цепь ушла под кораллы. Поднять якорь получилось легко: провели маневр под  двигателями, выведя цепь из под коралла и подорвав якорь в противоположную сторону.

Lazare Bay - Mahe: 4° 45.719'Ю, 55° 28.302'В. Транзитная точка, ночевали при западном, северо-западном ветре. В бухту заходила пологая волна – «swell, дыхание моря».  Были опасения, что экипаж будет страдать морской болезнью. Однако наш катамаран легко принимал волну, качку практически не ощущали. Возле нашей стоянки на берегу была частная территория, со стороны океана небольшой волнорез, зайти и спрятаться за ним нет возможности – мелко. На эту территорию прилетал вертолет, подымая водяное облако, и эффектно садился на площадку у  волнореза; прямо как фильмах про Джеймса Бонда. Стояли на глубине 8м. Дно – песок, кораллы. Кроме красивых видов на берег, особых достопримечательностей не обнаружили.

Anse Royale, Mahe (ресторан Kaz Kreole): 4° 44.367'Ю, 55° 31.103'В. По совету бейсменеджера, приезжали в этот ресторан на авто после сдачи яхты. Место красивое, спокойная вода, чистый пляж. На пляже было много отдыхающих креолов и туристов. На рейде стояло несколько яхт.

Заправка: 4° 37.467'Ю, 55° 27.324'В - заправка находится в порту Виктория (не в марине!). При заходе будьте внимательны – много мелей, рифов, активное движение в акватории. На заправке нас никто не встретил, не помог швартоваться. Бон старый, ржавый, штатных кранцев нет, настил - старая доска (при выходе на бон одевайте обувь – очень горячая поверхность). 
Работать со штатными швартовыми концами лучше в перчатках, избегать прикосновений к открытой коже – могут вызвать аллергическую реакцию. Расчет в любой валюте. Рядом с заправкой есть кафе с напитками, китайский take away. Возьмите чек на заправке, запишите моточасы. Когда пришли в марину бейсменеджер попросил предоставить чек на топливо.

Морской заповедник – национальный парк Св.  Анны
Обошли вокруг остров Св. Анны и провели много времени, плавая с маской
и трубкой в заповеднике. Днем стояли на якоре в точке S4 37.076 E55 30.323, во второй половине дня стояли в точке S4 36.883 E55 30.095. Стоянки понравились – закрыты от больших волн, рядом рифы с богатой флорой-фауной (много разных видов рыб, кораллов, моллюсков,
черепах; видели маленькую акулу, крылатку, хирургов, и прочих). Стоянка в заповеднике платная – 200 рупий с человека. За ночь берут 250 рупий с яхты. В той акватории было только два буя с «мертвяками». Мы стояли на якоре, 10м – якорь держал хорошо. В этом месте мы провели две ночи. Одну ночь вначале похода, и ночь в конце похода.

Хорошее место для стоянки (4° 20.790'Ю, 55° 45.918'В). Есть вода, электричество, «мертвяки», хорошо защищена от волн. Муринги к пирсу не заведены. Нужно подойти к бую, подвязаться и потом уже подходить кормой к пирсу, заводить кормовые. Часть яхт стоит на рейде на буях. В общей сложности мы провели в этой марине четыре ночи, за стоянку, воду, электричество денег с нас не брали. В марине находится основная база Дри Яхтинга. Тут нам заменили динги, заменили светильник в гальюне, выдали дополнительные комплекты белья, устранили сбои навигационных приборов, почистили днище катамарана! Бейсменеджер Паскаль, также как и бейсменеджер Оливер – адекватный мужчина, «customer oriented». Практически все наши просьбы, замечания были учтены, неполадки были оперативно устранены – спасибо им, ребята молодцы. 

В марине нам порекомендовали местного таксиста по имени Сони. У него был мивен сузуки на 8 человек (подобный тем, которые мы брали в аренду на Мае). Сони нам предоставил отличный сервис – был  пунктуальным, приезжал к месту встречи без опозданий, автомобиль в хорошем состоянии. С Сони мы сделали много поездок по острову в течение нескольких дней. 
Вечером в первый день прихода на остров Праслин мы поехали на пляж Anse Volbert (04° 18.797'Ю, 55° 44.621'В). Это большой, красивый пляж. Провели на нем три часа, время пролетело незаметно – купания, пляжный релакс, прогулки у воды и сбор ракушек, кусочков кораллов, посещение местных лавок с сувенирами (лавки находятся рядышком вдоль дороги). На этом пляже встретили колоритного аборигена, который продавал местные фрукты и кокосы. Купили у него на пробу пару кокосов. Абориген научил нас, как вскрывать кокосы для добычи сока (что нам очень пригодилось позже при самостоятельном сборе кокосов для ромовых коктейлей). При расчете у аборигена не оказалось сдачи 50 рупий, за что нам предложили еще несколько кокосов, большую красивую раковину,  большую горсть карамболей и три шезлонга под великолепной пальмой у самого уреза воды – красотища! Абориген оставил о себе яркие воспоминания и много положительных эмоций. На пляже мы были 
в период низкой воды –заход в воду был мелкий.

Следующий день мы посвятили экскурсии в знаменитый эндемичный пальмовый лес Vallee De Mai и дайвингу. Экскурсия в заповедник Vallee De Mai требует отдельного рассказа (см. ниже «заметки натуралиста» от Олеся Ильченко).


КРАТКО О ДАЙВИНГЕ: дайвцентр нашли прямо в марине Dream Yacht Charter. У нас были сертификаты PADI open water diver. Было два погружения: первое погружение на 18 м у рифа между Ла Дигом и Праслином (S4 20.597 E55 48.395), второе погружение на 10 м у Round Island (S4 20.619 E55 47.300). Вода 28ºС, видимость хорошая. Видели черепах, груперов, небольших мант, тунцов, всевозможных красивых рыб; много красивых кораллов. В месте первого погружения были сильные течения.
 

Еще один день на Праслине мы посвятили автомобильной экскурсии по всему периметру острова. Много купались, наслаждались волнами и песком на пляже Anse Lazio (04° 17.649'Ю, 55° 42.094'В). Поднялись на высокую точку (04° 18.423'Ю, 55° 42.344'В) с неплохим обзором на маленькой дикой площадке. Сделали красивые фото возле каменной черепахи у уреза воды в северной части острова (04° 18.091'Ю, 55° 42.892'В), прокатились по южной части острова. 
В этот день мы познакомились в марине с колоритной креолкой по имени Зельда. По нашей просьбе Зельда помогла нам забронировать авто и гостиницу на Мае на последний день нашего путешествия в период между сдачей яхты и поздним вечерним вылетом. Цены вышли умеренные – аренда микроавтобуса (сузуки на 8 мест) – 100 евро, двухкомнатные большие апартаменты на нашу группу в новом комплексе рядом с терминалом аэропорта, 300м – 80 евро (04° 40.343'Ю, 55° 30.811'В).

Места на Праслине, где стояли на якоре или буе:
04° 20.218'Ю, 55° 47.310'В между Round Island и Praslin – в этой точке якорь не держал, яхта сильно дрейфовала под действием течения;
4° 19.293'Ю, 55° 46.872'В – стояли при сильных порывах западного, северозападного ветра. Якорь держал хорошо. Сноркелили вдоль рифа. Понравилось;
4° 18.514'Ю, 55° 44.638'В – Chauve Souris islet. Якорная стоянка на 6-8м, песок, камни. Есть несколько буев. Пляж, ресторанчики за пляжем. Во время снорклинга встречались сильные течения. Переночевали бесплатно, сборщики дани, по слухам, появляются в полдень;

4° 18.151'Ю, 55° 44.912'В - Ilot Saint-Pierre, есть несколько буев. В западной части много мертвых кораллов. Хороший снорклинг с восточной стороны островка. Красиво.

Curieuse Island
4° 17.193'Ю, 55° 43.894'В – хорошая якорная стоянка 6-10м, песок. Есть буи. На берегу очень красивые скалы из вулканических пород, причудливо обтесанного водой и ветром (визитная карточка Сейшел) и пляж. За пляжем на травке пасутся гигантские сухопутные черепахи. Заповедник, погулять по острову -100 рупий с человека. Красиво, обязательно нужно посетить.

Ile Aride
Ходили на рыбалку к этому острову. Был сильный накат – на остров не высаживались.
Cocos Island
4° 18.796'Ю, 55° 51.945'В - красивое место, морской заповедник. Плата – 200 рупий с человека. Был один буй. Если буй занят, кладут якорь. Хороший снорклинг с северной и восточной части острова. На юге много мертвых кораллов. Видел большую барракуду – полтора метра, - много больший стай разноцветной рыбешки. Часть экипажа высадилась на остров на динги. Очень понравилось.

Grand Soeur Island
4° 17.475'Ю, 55° 52.314'В. Стояли на якоре, 12м, спрятавшись от свежего западного ветра, однако легкое волнение все равно доставало. Рядом стояло дайверское судно с многочисленной группой. Хороший снорклинг, красивый пляж, видели двухметровую акулу. За пляжем частная территория с особняком.

La Digue Island

4° 20.859'Ю, 55° 49.752'В – La Passe. Место, закрытое от волн. Заход узкий, нужно внимательно заходить по буям, желательно в момент, когда на встречу не выходит паром или яхты. Место тесное, много местных яхт, лодок, прогулочных катов, паромы. К пирсу даже не пытались подходить. Мы стояли две ночи в северо-восточной части бухты, рядом с заправкой. Стоянка на якоре с заведением кормовых концов на берег. 

В этом месте стоял местный прогулочный 70-футовый кат. Когда он заходил на швартовку – креолы на динги с 50-сильным движком раздвигали в стороны стоящие на рейде яхты, и катамаран буквально втискивался между ними. Нужно стараться как можно дальше заложить якорь, чтобы его не сорвало – местные не обращали внимания на другие яхты, им главное - поставить на штатное место свой кат. 

В этой акватории вода была грязная, плавало много мусора. Высадка на берег на динги. Пресную воду купили на этом прогулочном кате после знакомства с их шкипером и экскурсии по его судну. За воду заплатили 200 рупий без ограничения объема. На следующий день обнаружили кран пресной воды, рядом с нами – под причальной стенкой заправки. На вопрос, можно ли пользоваться краном – сказали, что нет, что, мол, этот источник только для местного ката. Дальше вникать не стали. Важно – пресная вода там есть и если потребуется – ее можно добыть... Рядом с портом сувенирные лавки, магазинчики, нашли два «супермаркета».
На Ла Диге провели целый день. Часть экипажа взяла в аренду велосипеды, часть экипажа гуляла по острову пешком. Стоимость аренды – 150 рупий. Если будете брать велосипед – берите хорошую горную модель, чтобы можно было преодолевать подъемы. Остров очень понравился.

4° 22.330'Ю, 55° 50.875'В - пляжи Petite Anse, Grande Anse, Anse Cocos. Отличные пляжи. Мы их посетили два раза. Один раз приехали на велосипедах – погуляли по берегу, купались, отдохнули. Второй раз подошли на яхте, бросили якорь. В тех местах сильный накат, волны. Динги не использовали, плавали на пляж вплавь в ластах и масках. Советую посетить эти места с берега. В ясную погоду берите тент/зонтик или одевайтесь – тени нет, солнце очень агрессивное.

4° 22.308'Ю, 55° 49.645'В – пляж Anse Source d'Argent. Визитная карточка Ла Дига, Сейшел. Возле берега при отливе вода была очень теплая, +32С. 

4° 21.805'Ю, 55° 49.497'В – домик и места вокруг, где снимали знаменитый эротический фильм «Прощай, Эммануель». Вход на территорию парка платный – 100 рупий.


Автор отчета - шкипер Андрей Луценко, г.Киев 


ЧАСТЬ II - ЗАМЕТКИ ЯХТЕННОГО НАТУРАЛИСТА



Невероятный коко
На Праслине можно посетить единственный в мире заповедник уникальных, эндемичных пальм Lodoicea maldivica, дающих самый большой в мире орех, называемый морским кокосом, coco-de-mer. Даже печати в паспортах от погранслужбы Сейшел – в виде этого ореха! Длина плода в среднем 50 см, а вес до двадцати килограмм. Орехи поспевают на женских растениях. Зеленый девятимесячный орех содержит сладкое желе, а пятилетний спелый – белое твердое ядро, считающееся сильным афродизиаком. К такой мысли подталкивает и сходство ореха с определенной частью женского тела. Он – словно «бедра креолки, если смотреть на них снизу». На мужских растениях соцветия – сережки в метр длиной – имеют недвусмысленную фаллическую форму. Креольская легенда гласит, что по ночам мужские растения приходят на свидания к женским, но каждый, кто увидит ночь их любви, немедленно умрет. Пальмы вырастают до 35 метров, возраст самых старых из них – до 800 лет.

В европейской литературе свойства «морского кокоса» впервые описаны в поэме Луиса Камоэнса «Лузиады» в 1572 году: 

"На Мальдивских островах родится растение,
Поднимающееся из морских глубин,
Чей плод против мгновенного яда
Считается отличным противоядием"

Это легенда того времени: упавшие в воду сейшельские «морские кокосы» выбрасывало на побережья островов. Поскольку Сейшелы ещё не были открыты, считалось, что где-то прямо из моря растет пальма, с которой и падают эти плоды. Кроме свойств антидота, порошку скорлупы приписывали возбуждающее действие. В гаремах это зелье продавали на вес золота. После открытия рощи веерных пальм на Праслине в 1768 году цены упали, но и теперь они немалые. Три тысячи орехов, поспевающих ежегодно, являются собственностью государства и продаются примерно по 50-80 долларов за штуку.
В 1882 году британский генерал Чарльз Гордон, натуралист-любитель, отправился на Праслин выяснить, можно ли там возвести крепость. Он пришел к выводу, что Vallee De Mai, Майская долина, где и растут невероятные пальмы, и есть библейский Эдемский сад, а древо познания, конечно, эта пальма. С тех пор желе из морского кокоса на Сейшелах подают как десерт под названием «Запретный плод». В 1948 власти купили Майскую долину, чтобы предотвратить вырубку веерной пальмы. 

Наша экскурсия по Vallee De Mai, просто поразительна. Мы шли по пальмовому лесу, не похожему ни на один в мире. Эти двадцать гектаров леса, где и растут четыре тысячи веерных пальм, встречающихся только на островах Праслин и Курьёз, напоминают нам о далеком прошлом планеты, когда на ней не было ни привычных зверей, ни певчих птиц, ни обычных листопадных деревьев.

В Майской долине встречаются редчайшие сейшельские черные попугаи. Но мы их, к сожалению, не видели. Зато местные зебровые полосатые горлицы и забавные птички бюль-бюли – тут как тут. А пляж бухты Anse Lazio на севере острова, где мы окунулись в волны прибоя, один из красивейших в мире. И неподалеку от этого пляжа – сюрприз: наконец-то мы видим в загончике огромных сухопутных Сейшельских слоновых черепах. Но на одном из островов мы должны исследовать их непосредственно в живой природе!

Ла Диг и другие
…Вахты, качка, вечерние и ночные дожди (а мы попали на Сейшелы в сезон дождей) – ничего не мешало нам наслаждаться райскими островами, где температура воздуха днем всегда +28-30, да и вода в океане такая же теплая. Вот только нужно быть осторожным с течениями – они весьма мощные и могут унести неосторожного пловца в открытый океан. 
Кстати, так когда-то погиб английский губернатор островов… Одного члена экипажа, увлекшегося сноркингом возле соседнего острова, чуть было тоже не унесло в океан. Когда он понял, что не может бороться с течением, то начал звать на помощь. Благо, неподалеку был другой катамаран, который его и подобрал…

Но между тем мы уже прокладывали путь к потрясающему, самому фотографируемому острову Сейшел – Ла Дигу. Именно тут делают снимки красивейших скал и валунов вулканического происхождения – черных, серых и розовых – на фоне белоснежных пляжей и изумрудной воды заливов. На этом острове мы увидели «плантаторский дом», в котором снимался знаменитый эротический фильм «Прощай, Эммануэль». Вот он, точно такой, как в фильме… На Ла Диге, мы распознали кокосы «молочной спелости» и отведали «живой» сладковатый сок ореха. А позже, уже на катамаране, придумали коктейль, названный нами «Эммануэль». Итак: 50 грамм холодного местного рома, 50 грамм свежего кокосового молока, сок одного лайма. И, если есть, – лед. Пейте, глядя на острова в океане! 

Кстати, сейшельская кухня – это морепродукты, рыба, рис, овощи, фрукты. И специи. Обычные островные компоненты, но с акцентами английской, индийской, французской и креольской кухонь. Традиционные напитки – ром Takamaka (очень неплохой) и местное пиво Seybrew. Креолы еще пьют «калу» - перебродивший кокосовый сок. Мы видели трехлитровые пластиковые банки на пальмах, куда стекал свежий сок, словно березовый в весеннем лесу.

Вот такой Курьёз
На острове с таким курьёзным (простите за каламбур) названием мы нашли отличный пляж (этим, впрочем, тут не удивишь), но главное – небольшую природную колонию гигантских черепах. Это очень крупные рептилии с мощными столбообразными ногами. Длина верхнего панциря изредка достигает 120 см, но обычно он не более метра длиной.
Черепахи Сейшел – один из двух крупнейших видов наземных черепах (второй вид сохранился на Галапагосах). Живут эти пресмыкающиеся до 150-200 лет. Своим названием слоновые черепахи обязаны самцам, которые в период гона трубят как слоны. Мы тоже наблюдали минуты любви черепах на Курьёзе. Самцы действительно довольно громко ревели, совершая свой акт…

Проходили мы и возле острова Силуэт. Это довольно крупный по местным меркам остров, площадью около двадцати квадратных километров. Он назван по имени французского министра финансов Этьена де Силуэта (Etienne de Silhouette), жившего в 1709-1767 годах. Территория этого гористого острова охраняется, так как является частью Морского национального парка. Разные пальмы, хлебные деревья и другие растения образуют на острове, как утверждают ботаники, красивейший экваториальный лес в этом регионе.

Морские разбойники
Красивый, скалистый остров Арид, или Эрайд (Aride) поразил нас обилием морских птиц. Говорят, что на острове находится самый крупный на планете «птичий базар», а также самая большая популяция ящериц. Здесь много разных крачек, глупышей и других птиц. А с ноября по апрель над горами Арида можно видеть одновременно сотни больших фрегатов, птиц-разбойников. Фрегаты преследуют олушей и крачек, возвращающихся из океана на остров с кормом для птенцов. Нападая на этих птиц, ударяя свои жертвы по хвосту, фрегаты заставляют тех отрыгнуть добычу, рыбу, прямо в полете. Разбойники вполне успевают подхватить дармовую еду над водой.
Ну а острова Кузен, два Коко Систерс и Святой Терезы порадовали нас пейзажами и коралловыми рифами со всякой живностью. Видели даже среди подводных садов трех мурен подряд. Не всем так везет. 

Стукни меня легонько!
Сейшельцы – улыбчивые и приветливые люди. Стоит завязать разговор – и ты уже чуть ли не друг креола. Тут не считается обидным назвать человека, с которым только познакомился, на «ты». Можно даже предложить какой-нибудь креолке-шоколадке заняться любовью. Или она может сама предложить! Креолы в таких случаях говорят «donne-moi un petit coup» - «стукни меня легонько». 


По местным обычаям на свадьбу положено пригласить всех родственников, знакомых и малознакомых. Это, понятно, дорого, поэтому на Сейшелах «гражданский брак» - обычное явление. Считается, что чем дольше мужчина живет в системе случайных связей (по-креольски «марш-марш»), тем лучше. Креолец, по неписаным правилам, должен влюбляться в красивых женщин и стараться делать их своими «булду» (слово, означающее и любовника, и любовницу). Вот почему половину хозяйств ведут одинокие матери, у которых – несколько детей от разных отцов. Никто их не осуждает, а государство платит пособие на каждого ребенка.
Многие сейшельцы убеждены, что главный грех на этих райских островах – работа до пота, поэтому никто особо не напрягается. Вечное лето, одинаковая продолжительность дня и ночи весь год (экватор!), полный «расслабон» приводят к тому, что ощущение времени теряется. Даже дни начинаешь забывать и путать... Недаром креолы говорят: «Бог создал людей не для работы, и усталость тому доказательство».

И, глядя ранним утром на созвездие Южного Креста в звездном небе, думаешь: наверное, сейшельцы правы в своем отношении к жизни…

Автор заметок натуралиста - Олесь Ильченко, г.Женева


Копирование материалов статьи возможно только с предварительного разрешения администрации сайта www.pupa-yachting.com.ua

Специальные предложения


Маршруты

Канарские острова
Остров Ла Пальма (La Palma)
США
Маршрут по островам Дезолейшн Саунд
Хорватия
Split – Primosten – Skradin – Kornat – Telascica – Trogir – Split
Скандинавия и Западная Европа
Маршруты из Швеции
Азорские острова
Недельный маршрут по Азорским островам
Компания
Гулеты
Чартер яхт в Турции
Моторные яхты и катамараны
Регаты 2012 и Флотилии
Продажа яхт