Вверх

Чартер яхт в Турции

Майская "Фарватер" - флотилия: курс - залив Гёкова!

Анонсировалась она как "учебно-познавательная" – в процессе освоения яхтинга хотелось изучить новый (даже для меня) залив Гёкова. Увидеть русалку на камне, пляж Клеопатры, виллу президента Турции, удивительно уютные (как гласила лоция) лесистые бухты… Сбор в Бодруме и – к неизведанному!

Это была первая Флотилия, когда удалось собраться, принять и загрузить яхты до вечера субботы (и расписание полётов благоприятствовало, и самолёты не опаздывали). Естественно, отдали швартовы в тот же день – Бодрум, безусловно, интересен, но "пампасы" зовут и манят. Всего 2-3 часа ходового времени (до заката), но как же они важны – полное впечатление, что чартер на сутки длиннее! Ибо стартовый сумбур, распределение ролей при постановке на якорь, освоение бортовой техники и треволнения новичков – всё это неизбежно в первый ходовой день, длинный или короткий. Справились в субботу – и на следующий день бортовая жизнь уже наладилась, остаётся полной грудью вдыхать романтику хорошего яхтинга.
Добежать успели до Каргичик Буку (10 миль от Бодрума, N36 59,346 E27 33,905), пары заливов, прикрытых с юга островами. Во внешнем (южном) заливе – совершенно диком – стояли гюлеты, потому заякорились во внутреннем, с отелем на берегу (капитан "Ippoliti" Слава Языков: "Там вай-фай будет!"). Но с интернетом не сложилось, зато всю ночь на берегу тарахтел бульдозер, нахально мешая спать. Словом, здесь если и останавливаться, то в южном заливе или у острова Орак, славного многочисленными оливковыми деревьями.

Лоция (и распечатанный в марине прогноз) предсказывали постоянные ветра с запада, потому на воскресенье запланировали переход в глубину залива – чтобы обратно (в лавировку) выбираться "мелкими перебежками". Но… отказала якорная лебёдка на нашей яхте – "фирменный" техник попросил к вечеру пришвартоваться у ресторана, чтобы он мог подъехать для ремонта. Ну и ладно, остановимся чуть ближе – в Оклуке.
Тёплый (напоминаю – конец апреля) солнечный день, слабый ветерок, на борту – блаженно-ленивая атмосфера. По очереди стоим у штурвала и осваиваем чисто яхтенные развлечения ("лежание на носу", "водный массаж пяток"). На плите закипает суп, а в кокпите происходит дискуссия "ну чем так красива труба этой электростанции, о которой пишут все лоции и путеводители?!" Это возле Орена, на северном берегу Гёковы. И – согласен – особой прелести в этом индустриальном пейзаже нет.

Совсем другое дело – Дегирмен Буку: длинный лесистый залив с удивительно уютными бухтами. Именно здесь на камне грустит "сестричка" копенгагенской русалки. Эта бронзовая статуя – подарок известного яхтсмена-кругосветчика Садуна Боро, который каждое своё путешествие на кэче (2-мачтовая яхта) «Кисмет» (по-турецки – "Судьба") всегда заканчивал тут, в бухте Оклук. На постаменте выгравировано: «Эта русалка преодолела сотни морей в поисках увиденного ею во сне райского уголка. Она побывала на всех континентах, островах и заливах. И наконец оказалась в Гёкове». Трогательно, хотя сидящая девушка красива, хм… по-скандинавски. И залив действительно прекрасен, не зря именно здесь построена летняя резиденция президента Турции. Кстати – весьма скромный (по меркам украинской "элиты") домик, никакого пафоса. И ни одного катера с автоматчиками, отгоняющими многочисленные здесь яхты...
Дегирмен Буку – залив "на все вкусы". Хотите ночевать под звёздами, в окружении леса и вдали от цивилизации – "ныряйте" направо, в Английскую бухту. Запланировали ужин в ресторане – налево, в Оклук (N36 55,109 E28 10,202). Причём, стать можно и к мостикам (на выбор 2 ресторана), и в растяжку на якоре (подальше от курящих соседей с наветра). В последнем случае даже динги не понадобится – баркас подбросит к ресторану, стоит только согласиться.
Снимаю шляпу перед хозяевами Deniz Kizi Kaptan – полвечера маялись с нашей швартовкой (их муринги "ползли" почему-то), подключили к электричеству, заправили водой, пригласили в душ, но в итоге не взяли ни лиры, хоть в их ресторане мы так и не поужинали. Может, и зря: одесситы (экипаж Языкова) были очень довольны. А наших девушек не впечатлил выбор – удивительно, но в Гёкове сезон только в мае начинается, потому привычного изобилия "мэзе" (национальные овощные закуски) и других блюд не наблюдалось. А соседний ресторан (пешком по берегу прошлись) вообще был закрыт.
Зато майская Гёкова – почти идеальна для нелюбителей яхтенно-гюлетных сутолок. В отличие от остальных заливов и бухт от Бодрума до Фетие. Редкие чартерники приветливо здороваются, швартовку (якорную стоянку) можно выбрать (а не "что осталось") и даже гамак между деревьями пустует – любуйся, покачиваясь, заходящим солнцем…

Утро понедельника началось с физзарядки: Саша Молотай показывал мастер-класс, флотилийная молодёжь честно старалась повторить. А водные процедуры перенесли в Английскую бухту, где ночевали две наших яхты (вечером мы разделились на группы "по интересам"). Сотню лет назад под кронами здешних сосен прятались английские миноносцы (отсюда и название), каждую ночь проводившие опустошительные рейды по занятым немцами островам. А в 70-х лес по берегам сгорел. Но уже успел вырасти новый – молодые сосны источают потрясающий запах, стоянка здесь на удивление уютная, а вода чистая и прозрачная. Уходить не хотелось. Но ещё больше хотелось за неделю "объять необъятное", потому курс – на острова Сехир!
Больший из них – Касл айленд – и есть тот самый остров Клеопатры (N36 59,646 E28 12,362). По преданию, заботливый Марк Антоний завёз в одну из его бухт египетский песок, чтобы царице приятнее загорать было. Истина, как обычно, скрыта во мраке веков, но несомненно одно: пляжа с таким песком по всей Турции ещё поискать надо. Власть объявила остров национальным достоянием, вход на него платный (10 лир), а о запрете выноса песка я на пяти досках («Ахтунг-Ахтунг!..») прочитал.

На остров регулярно привозят туристов из окрестных отелей. Обычно они редко идут дальше пляжа, на котором занимают все шезлонги (там всё культурно: пальмочки, лежаки, пресный душ на выходе из воды…). Место, действительно, настолько красивое, что не искупаться (берите с собой плавки!) нельзя – бывалая туристка Марина Мишина восхищалась: «Я думала, такая лазурная вода только на Мальдивах бывает!..» И даже я, равнодушный к пляжному отдыху, блаженно растянулся на шезлонге, слушая птичек и шёпот листьев на ветру.

Но остров интересен не только водными процедурами. Маркированная тропа вела нас по остаткам античного города Кедраи – это был один из карийских торговых портов, позже присоединённый к Родосскому государству. Вот фрагменты крепостных стен, там – агора и некрополь, дальше – храм Аполлона. От последнего, правда, остались лишь разбросанные по полянке каменюки (две из них в форме сердец – не античные ли "валентинки"?), но есть и вполне сохранившиеся постройки. А в театре хоть сейчас можно усадить публику и поставить какую-нибудь «Аиду». Обстановка самая романтическая: сразу за театром виднеются яхты и гюлеты, "зависшие" в прозрачной воде залива…

Короткий бойцовский (с лавировкой, кренами и частыми поворотами – тренируемся!) переход – и мы в заливе Согут (N36 56.581 E28 11.188). Слава тут уже был, потому уверенно показывает на Sailing Club – маленькую марину с ресторанчиком. Это именно марина: длинный, хорошо оборудованный понтон, вода и электричество, на берегу симпатичный садик с озерцом, утятами и петушками; офис, библиотека и даже теннисный корт! Ресторан европейского типа, культурно оформленный, с хорошим выбором мяса и (в частности) рыбы. Единственное: рыба на ужин была свежая и вкусная, но приготовленная без "изюминки" – лично я ожидал чего-то изысканного.

Всё это великолепие основал интереснейший человек, яхтсмен-кругосветчик Холюк Караманоглу. Именно после большого путешествия он решил устроить здесь яхтенный оазис, по образу и подобию виденного "за морями". Кстати, при марине работает и детская парусная школа, занятия ежедневные (при нас дети на воду выходили), а уж летом – спортивный лагерь с соревнованиями и параллельным изучением английского. Ряды лодок, шеренга мачт и швертов, доска для теории, катера обслуживания дистанции и аварийные… Детям можно лишь позавидовать.
Здесь мы пополнили запасы провизии (в Бодруме закупились довольно скромно) – благо, в Согуте оказалось два магазина. Кстати, при Deniz Kizi Kaptan (в Оклуке) тоже минимаркет был, но там всё заметно дороже. И в обоих местах утром можно купить свежайший хлеб, на который наша команда откровенно "присела", радостно уплетая с вареньем и йогуртом. Весельчак и душа команды Женя Чередник: «Чувствую себя ребёнком, стащившим у мамы сладкое!»
До следующей точки снова недалеко, потому предлагаю удлинить маршрут: зайти на обед в точку на северном берегу Гёковы – залив Акбюк (N37 01.947 E28 06.104). На противоположном низкому и лесистому южному берегу фантастическими гулливерами смотрятся высокие горы. Совсем другой пейзаж! Правда, сам Акбюк претендует именно на обеденную стоянку, не более того: подобие галечного пляжа, пара ресторанов – вот и всё.
А вот на ночёвку пришли в замечательное место: Yedi Adalari (N36 52.039 E28 02.901), в переводе "7 островов". Эти острова растянулись цепочкой, упрятав от моря большой залив с уютными бухтами. Покой, щебетание птиц, потрясающие виды с близлежащих горок, рыбалка, исследование дна с маской и трубкой – словом, раздолье для "дикого" отдыха, не отягощённого цивилизацией. Место с харизмой. Не зря даже в самом начале сезона там сразу несколько гюлет расположилось. Володя Киселёв, капитан "Barolo": «Эх, зависнуть бы тут дня на 2-3, да поизучать все эти бухты…» Эта команда утром первой покорила холм напротив якорной стоянки, протрубив (яхтенным туманным горном) побудку для всего залива. Мы с молодым и энергичным Серёгой Мельниковым (яхта "Prosecco") выдряпались следом козлиными тропками. Кстати, Сергей подготовился лучше меня – одел брезентовые штаны. А я в итоге исцарапал все ноги. Но вид с горки того стоил.

Снова идём на запад вдоль южного берега Гёковы. Залив всё шире, приходящее с простора волнение всё ощутимее. Но мой экипаж его уже не замечает – привыкли, оморячились. Наоборот, устроили на носу аттракцион – подпрыгивают и хохочут на каждой волне. Много ли человеку надо для счастья?! Яхта помогает это понять.
На обед заходим в длинный узкий залив Амазон (Amazon Creek, N36 49.928 E28 03.263). Симпатичное место, только искорёженные деревья на входе недвусмысленно говорят: вдоль залива бывают сильные ветра, потому на ночёвку сюда – только с хорошим прогнозом. А вот искупаться и пообедать – вполне подходит.
В середине залива обнаружился небольшой причал (не для яхты – для бортовой динги) и вкопан указатель "Ресторан – 500 м, VHF 77". Оказалось, ещё при постановке на якорь можно оформить заказ по р-станции и, прошагав полкилометра, обнаружить уже накрытый стол. Как готовят, нам откровенно понравилось. А дети оценили бассейн, в котором можно бултыхаться, сколько влезет, пока взрослые жуют и общаются. "Амазон" (ресторан и мотель) – потому что рядом в лесу есть петляющий канал (страна Амазония!), по которому можно помахать вёслами каноэ, взятыми напрокат тут же (целая флотилия стоит).

Зайти сюда мне посоветовал гостеприимный хозяин Sailing Club Халюк Караманоглу. Он же рекомендовал и Кучук ("Малые") Чаты (N36 47.423 E28 01.281). Туда мы идём на ночёвку. Небольшой уютный заливчик без благ цивилизации, на берегу сосны, кустарника немного (бродили в сандалиях, любуясь на Гёкову) компанию нам составляют местные рыбаки – очень скромные и почти безмолвные джентльмены, весь вечер тихо перебиравшие свои сети. В отличие от нас, затеявших межэкипажное сражение в "Мафию", эмоции и хохот слышали, наверное, и в соседнем Буюк ("Большие") Чаты…
Ранним утром выходим в самый длинный (40 миль) за всю неделю переход – на Книдос. Пока мотор старательно крутил винт, экипаж развлекал себя вязкой узлов (повторение – мать учения). Заодно по ходу разведали рыбацкий портик Кормен с рукотворной гаванью. Оказалось – абсолютно ничего интересного, кроме возможности мотнуться на такси в супермаркет городка Дача, до которого 10 км или 50 лир (сторговались за 40).
Книдос (N36 41.042 E27 22.532) – место, куда можно возвращаться ещё и ещё (описывал его в 2010-м). Прошлый раз осматривали развалины города – теперь же идём на маяк или взбираемся на вершину острова, откуда просто фантастический вид как на залив, так и на Средиземное море… А завтра – возвращение в Бодрум.

Финал, уже привычный для Флотилий: было грустно, что всё закончилось, что завтра все разлетятся по домам и нырнут каждый в свой бизнес. Словно сопротивляясь неизбежному, мы допоздна засиживаемся сначала на борту "Barolo", потом в кафешке на набережной. И снова сам собой "всплыл" вопрос – когда и куда дальше? Вопрос, явно означающий: «Надо продолжить!». И подтверждается это горящими глазами участников, многие из которых с нами уже не первый раз. А Володя Киселёв, начавший матросом на ведущей яхте, уже вырос до капитана ведомой, причём отрулил своим "Barolo" столь спокойно и уверенно, что сторонний и не заподозрил бы его в "дебютантстве". Как и Дмитрий Мельников, капитанивший всего-то второй раз. Вот они, главные наши итоги!

Модель, ENG
длина яхты
метры футы

Каталог


Oceanis 43/ 3 каюты
мест: 7, стоимость: 1800
Belize 43/ 4 каюты
мест: 10, стоимость:
Lagoon 380
мест: 10, стоимость: 2820
Dufour 380
мест: 8, стоимость:
Harmony 52
мест: 12, стоимость: 1862

Компания
Гулеты
Чартер яхт в др. странах
Моторные яхты и катамараны
Регаты 2012 и Флотилии
Продажа яхт